Новости
03.11.2017
Практические вопросы третейской реформы: бизнес-семинар по коммерческому арбитражу
03.11.2017

Практические вопросы третейской реформы: бизнес-семинар по коммерческому арбитражу

Этой осенью вступил в силу новый порядок формирования арбитражных учреждений, что повлекло прекращение деятельности более двух тысяч третейских судов. В настоящий момент продолжают функционировать лишь 4 постоянно действующих арбитражных учреждения.

Что станет с уже заключенными соглашениями о передаче спора в третейский суд после 1 ноября 2017 года? Какие споры целесообразно или нецелесообразно передавать в арбитраж? Как суды походят к вопросу об арбитрабельности споров с участием государственных компаний и по государственным контрактам? Эти и другие практические аспекты третейского разбирательства стали предметом обсуждения на очередном бизнес-семинаре по коммерческому арбитражу «Вызовы и выводы первого года третейской реформы», который прошел 02 ноября 2017 года в Российском союзе промышленников и предпринимателей.

Третейские соглашения, заключенные до принятия закона «Об арбитраже»1, не должны быть автоматически признаны недействительными или неисполнимыми с 1 ноября 2017 года. Такую позицию высказал генеральный секретарь Российской арбитражной ассоциации Роман Зыков. Закон содержит «стабилизационную» норму, которая предусматривает толкование любых сомнений в пользу действительности и исполнимости арбитражного соглашения. Момент, от которого зависит фактическая исполнимость арбитражной оговорки, должен рассчитываться с даты обращения стороны в соответствующий третейский суд: если на дату подачи иска у него будет статус постоянно действующего арбитражного учреждения, третейская оговорка будет фактически исполнимой.

Отдельной темой обсуждения стала судьба третейских оговорок по корпоративным спорам. Закон «Об арбитраже» предусматривает арбитраж некоторых корпоративных споров исключительно на территории Российской Федерации. Формально третейская оговорка в корпоративном договоре, заключенном до вступления в силу закона «Об арбитраже», предусматривающая разрешение спора в Арбитражном институте Торговой палаты г. Стокгольма, недействительна. Однако вопрос, будут ли арбитры при проведении арбитража за рубежом связаны в данном случае положениями российского права, пока что остается открытым. Следует признать, что этот и многие другие аспекты реформы пока что оставлены на откуп судебной практике.

При оценке итогов реформы были высказаны опасения, что запрет «карманных» третейских судов на практике приведет к неограниченному росту арбитражей ad hoc, в котором будет значительно сложнее контролировать как конфликт интересов, так и саму процедуру разрешения споров: при такой форме арбитража все функции по организации заседания осуществляет физическое лицо – арбитр.

Подробнее о реформе третейских судов в России Вы можете прочитать в недавнем обзоре «Мозго и партнеры».


Информационные материалы «Мозго и партнеры» доступны на нашем сайте и Google+.

Настоящий материал не является юридической консультацией, подготовлен исключительно в ознакомительных и информационных целях. «Мозго и партнеры» не несет ответственности за возможные последствия использования содержащихся в настоящем материале сведений без обращения к профессиональным консультантам.

© Mosgo & Partners. Москва, 2017.


Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
Назад к списку новостей