Корпоративный автомобиль с 2019 года: бонус для работника или «головная боль» для компании?
С 21 декабря 2018 года вступили в силу поправки в статью 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон о БДД), которые могут заставить многие компании по-другому взглянуть на практику предоставления автомобилей своим работникам в качестве бонуса или рабочего инструмента.
Что же именно изменилось и какие последствия это может иметь для бизнеса – Вы узнаете из Информационного бюллетеня Мозго и Партнеры.
1. В ЧЕМ СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ?
На первый взгляд, поправки не носят глобальный характер, а лишь уточняют некоторые формулировки статьи 20 Закона о БДД, в частности:
- если ранее обязанности в области БДД лежали на «компаниях, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств», то теперь исполнять эти обязанности должны «компании, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств»;
- круг компаний-перевозчиков, несущих в силу специфики их деятельности дополнительные обязанности в области БДД, отграничен от других компаний, эксплуатирующих автомобили, и расширен за счет включения в него «компаний, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями»;
Обязанности в области БДД возложены теперь на все компании, владеющие транспортными средствами и эксплуатирующие их.
Следствием поправок стало устранение неоднозначности толкования статьи 20 Закона о БДД. Если до поправок эту статью можно было истолковать как обязательную только для компаний-перевозчиков, то согласно действующей редакции обязанности в области БДД несут все компании в силу самого факта использования транспортных средств. А для компаний, осуществляющих перевозки, в том числе перевозки для собственных нужд автобусами и грузовиками, действует расширенный перечень обязанностей.
2. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕСУТ КОМПАНИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ АВТОМОБИЛИ?
Перечень обязанностей довольно широкий. Часть обязанностей носит декларативный характер: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями БДД, в частности, обеспечивать режим труда и отдыха водителей, анализировать причины ДТП и т.д.).
Но ряд обязанностей довольно конкретный и потребует от компаний с корпоративным транспортом изменения устоявшихся практик, а также несения дополнительных расходов:
- проведение медицинских осмотров (медосмотров) для водителей: предварительных, периодических, предрейсовых, а также послерейсовых при перевозке пассажиров и опасных грузов;
- приобретение полисов ОСАГО;
-
оснащение автомобилей тахографами (перечень видов оснащаемых тахографами транспортных средств утвержден Правительством РФ);
-
допущение к управлению автомобилем водителей только с российскими водительскими удостоверениями1;
-
осуществление технического обслуживания автомобилей в установленные заводом-изготовителем сроки.
Проводить медосмотры водителей обязаны все компании, эксплуатирующие транспорт, а не только перевозчики.
Дополнительные же обязанности для компаний-перевозчиков, в том числе осуществляющих перевозки для собственных нужд, включают: назначение ответственного за обеспечение БДД со специальной аттестацией; оборудование автостоянок; проведение предрейсового и предсменного контроля транспортных средств и т.д.
3. НУЖНО ЛИ ПРОВОДИТЬ МЕДОСМОТРЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЕН АВТОМОБИЛЬ, НО КОТОРЫЕ ПО ДОЛЖНОСТИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВОДИТЕЛЯМИ?
Согласно букве Закона о БДД компании обязаны проводить медосмотры только в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.Но судебная практика (например, Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173) склонна рассматривать в качестве водителей не только лиц, замещающих должности водителей, но и работников на иных должностях (торговых представителей и т.д.), использующих корпоративный автомобиль в рабочих целях. В числе признаков «водителя» для целей Закона о БДД в судебной практике называют:
- включение управления автомобилем в должностные обязанности работника;
- включение в квалификационные требования к работнику наличия права управления автомобилем;
- оформление путевых листов с указанием ФИО работника в графе «водитель».
4. КАКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ДАННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НЕСУТ КОМПАНИИ?
За неисполнение обязанностей, указанных выше, компании могут быть привлечены к административной ответственности по целому ряду статей КоАП РФ, например, ст. 12.31.1, 12.32.1. За непроведение медосмотров компании могут быть оштрафованы на основании ст. 5.27.1 (нарушение требований охраны труда) с наложением штрафов в размере от 110 000 до 130 000 рублей.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятые поправки в Закон о БДД на практике могут вынудить компании пересмотреть свои политики в области корпоративного транспорта. Например, требование о проведении предрейсового медосмотра фактически означает, что работник не сможет использовать автомобиль для того, чтобы вернуться домой, а утром приехать на работу. Без медосмотра он не вправе будет утром сесть за руль.
Обозначенное в этом информационном письме толкование, на мой взгляд, самое радикальное из всех возможных толкований изменений закона, хотя буквально закон можно прочитать и так. Наиболее вероятно, что эти изменения на практике будут истолкованы более узко и разумно. Например, что сотрудники, использующие корпоративный транспорт для передвижения на работу и с работы, не являются водителями для целей этой нормы и не должны проходить осмотры, ведь такое требование неисполнимо. Аналогичным образом, полагаю, что требование об использовании национальных водительских удостоверений не будет распространяться на сотрудников, для которых автомобиль не является средством производства, в том числе для руководителей-иностранцев. Несмотря на это, необходимо признать, что госорганы могут истолковать новеллы и против компаний и их сотрудников, а оспаривание решений госорганов в суде всегда влечет за собой риск отказа в удовлетворении требований компаний.
Антон Шаматонов, партнер
Требование о допуске к управлению автомобилем только работников с российскими водительскими удостоверениями может создать сложности для дочерних компаний иностранных холдингов, предоставляющих автомобили своим руководителям-иностранцам.
Требование о соблюдении режима труда и отдыха водителей, в частности, ограничений по максимальной продолжительности рабочей смены, трудно будет соблюсти в случае предоставления руководителям корпоративных автомобилей с личными водителями.
Остается надеяться, что правоприменительная практика будет гибкой.
Все информационные материалы «Мозго и партнеры» доступны на нашем сайте
Настоящий материал не является юридической консультацией, подготовлен исключительно в ознакомительных и информационных целях. «Мозго и партнеры» не несет ответственности за возможные последствия использования содержащихся в настоящем материале сведений без обращения к профессиональным консультантам.
© Mosgo & Partners. Москва, 2019
1 Требование не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального.