Новости
15.07.2015
Новое в регулировании обязательств и договоров
15.07.2015

Новое в регулировании обязательств и договоров

С 1 июня 2015 года вступили в силу новые положения Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), посвященные обязательственному праву. Мы выбрали 20 наиболее заметных, с нашей точки зрения, поправок, имеющих значение для бизнеса:

Универсальные

принцип добросовестности (1)

При ведении переговоров

преддоговорная ответственность (2)

предварительный договор (3)

При структурировании сделок

рамочный договор (4)

абонентский договор (5)

В ходе исполнения договора

соглашения кредиторов (6)

компенсация за отказ от договора (cancellation fee) (7)

проценты по денежным требованиям (8)

встречное исполнение (9)

При нарушении договоров

доказывание размера убытков (10)

проценты за нарушение денежных обязательств (11)

абстрактные и конкретные убытки (12)

После исполнения договора

добросовестность после прекращения договора (13)

Для сделок M&A

заверения об обстоятельствах (representations & warranties) (14)

возмещение потерь, не связанных с нарушением обязательства (indemnity) (15)

опционы и опционные договоры (16)

условные сделки (зависящие от воли сторон

условия) (17)



1. ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОСТИ

Принцип добросовестности применялся судами и ранее, а в 2013 году он нашел свое закрепление в наиболее общих положениях ГК РФ. Однако последние изменения уточнили его и на законодательном уровне распространили его действие на обязательственные правоотношения.
В соответствии с новыми положениями, добросовестные стороны должны учитывать права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Ожидается, что теперь судам будет легче ссылаться на несоблюдение стандарта добросовестности при исполнении обязательств, а недобросовестных контрагентов будет легче привлечь к ответственности, в том числе и тогда, когда положения договора прямо не позволяют сделать это.
  

2. ПРЕДДОГОВОРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В российское законодательство введен институт ответственности за недобросовестное ведение переговоров (culpa in contrahendo).
Отныне появляется возможность привлечь недобросовестного контрагента к ответственности за предоставление неполной и недостоверной информации, необоснованное прекращение переговоров и пр. Например, можно взыскать затраты на переговоры, понесенные добросовестной стороной.

3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР

В соответствии с поправками предварительный договор должен содержать условие о предмете, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора. В случае несогласия сторон по каким-либо условиям основного договора за судом остается право определить такие условия в решении самостоятельно. Право заявить требование о понуждении к заключению основного договора ограничивается 6 месяцами.

4. РАМОЧНЫЙ ДОГОВОР

Этот договор определяет общие условия взаимоотношений сторон, которые в дальнейшем можно конкретизировать и уточнять путем заключения отдельных договоров. Он давно нашел применение на практике, однако законодательно закреплен впервые. Ранее в судебной практике встречались случаи признания таких договоров незаключенными, что затем корректировалось ВАС РФ.

5. АБОНЕНТСКИЙ ДОГОВОР

Несмотря на широчайшее распространение в практике, ранее суды нередко признавали положения подобных договоров недействительными, если заказчик по абонентскому договору фактически не пользовался услугами по договору. Теперь закон признал, что в договоре может быть зафиксирована плата за саму возможность получения услуги.

6. СОГЛАШЕНИЯ КРЕДИТОРОВ

Вводится правило, особенно выгодное для участников синдицированного кредитования или массовых инвестиционных проектов. Кредиторы получили право заключать соглашения о порядке удовлетворения их однородных требований к должнику, в том числе об очередности и непропорциональности распределения исполнения. Нарушение этого соглашения влечет негативные последствия для нарушившего его кредитора. Однако это соглашение не обладает обязательной силой для должника и третьих лиц.

7. КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ОТКАЗ ОТ ДОГОВОРА (CANCELLATION FEE)

С 1 июня 2015 года можно обеспечить в договоре односторонний отказ от обязательства (связанного с осуществлением предпринимательской деятельности) денежной компенсацией (т.н. cancellation fee). Изначально это правило применялось только для договора оказания услуг, однако с внесением поправок оно стало распространяться и на все виды предпринимательских договоров.

8. ПРОЦЕНТЫ ПО ДЕНЕЖНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

Появилось понятие законных процентов за предоставленные кредитором должнику денежные средства (ст. 317.1 ГК РФ). Принципиальным отличием этой статьи от ст. 395 ГК РФ является ее нештрафной характер: проценты могут быть взысканы даже если отсутствует факт нарушения обязательства. Размер процентов по денежным требованиям определяется по ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Практикующие юристы видят в нововведении договорные и налоговые риски. Некоторые полагают, что возникает вероятность начисления процентов на уплаченные авансы, а в случае невзыскания процентов – претензий со стороны налоговых органов.

9. ВСТРЕЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Сторона обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.

10. ДОКАЗЫВАНИЕ РАЗМЕРА УБЫТКОВ

Законом подтверждается правило, сформулированное практикой ВАС РФ: неопределенность размера убытков не является основанием для отказа в требовании об их взыскании. Размер убытков должен быть доказан с разумной степенью достоверности. Однако даже если размер убытков не доказан с разумной степенью достоверности, суд должен самостоятельно определить их размер, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательств.

11. ПРОЦЕНТЫ ЗА НАРУШЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Изменился порядок расчета процентов за нарушение денежных обязательств: теперь их размер по умолчанию определяется средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Ранее для этих целей суды, руководствуясь разъяснениями высших судов, использовали ставку рефинансирования. Причем эта практика была устойчивой до настоящего времени, несмотря на то, что Центральный банк РФ не обновлял ставку рефинансирования с конца 2012 года, когда она была установлена на уровне 8,25%. Это приводило к значительной разнице между фактической ставкой, по которой возможно кредитование юридических лиц, и применяемой судами ставкой. Отныне будет использоваться ставка, в большей степени соответствующая потенциальному проценту за пользование деньгами. Так, например, 15.06.15 по ЦФО ставка по таким вкладам составляла 11,7%.
В договоре может быть предусмотрена иная ставка.
Суд вправе уменьшить договорную ставку, если сочтет ее несоразмерно высокой.

12. АБСТРАКТНЫЕ И КОНКРЕТНЫЕ УБЫТКИ ПО ЗАМЕНЯЮЩЕЙ СДЕЛКЕ

Устанавливается как общее правило возможность добросовестной стороны в обязательстве потребовать от нарушителя разницу в ценах по расторгнутому договору и заменяющему его аналогичному договору (конкретные убытки).
Если заменяющего договора нет, то можно потребовать от недобросовестного контрагента разницу между текущей ценой на товары, работы или услуги и ценой по расторгнутому договору (абстрактные убытки).

13. ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ ПОСЛЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА

Стандарт добросовестности теперь распространяется не только на договорные, но и на постдоговорные отношения. Стороны должны учитывать права и законные интересы друг друга и после прекращения договора.

14. ЗАВЕРЕНИЯ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (REPRESENTATIONS & WARRANTIES)

Вводится обязанность возместить убытки при даче контрагенту недостоверных заверений об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора (в договоре можно также предусмотреть на этот случай неустойку). Если же сведения носили существенный характер, но сторона получает также право отказаться от договора.
В отношениях между предпринимателями не имеет значения, знала ли предоставившая сведения сторона об их недостоверности.
Большинство из этих правил диспозитивны, и стороны могут в договоре предусмотреть другие положения.

15. ВОЗМЕЩЕНИЕ ПОТЕРЬ, НЕ СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (INDEMNITY)

Законодательно закрепляется возможность сторон заранее договориться о возмещении своих потерь, которые не связаны с нарушением обязательств, например, при невозможности исполнения или при предъявлении претензий третьих лиц или государственных органов как стороне обязательства, так и третьему лицу, указанному в соглашении. Соглашением сторон должен быть определен размер возмещения таких потерь или порядок его определения.
Закон закрепляет, что суд не может снижать размер такого возмещения, за исключением случая, когда будет доказано, что сторона умышленно содействовала увеличению размера потерь.
Правило применяется в основном в предпринимательских отношениях.

16. УСЛОВНЫЕ СДЕЛКИ

Легализуются так называемые потестативные условия исполнения обязательств (то есть полностью зависящие от воли стороны) в условных сделках. Ранее подобные условия нередко признавались недействительными, что разрушало сделки. После внесения поправок открылся широкий спектр безрисковых возможностей для структурирования сделок.

17. ОПЦИОН НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА И ОПЦИОННЫЙ ДОГОВОР

Опцион на заключение договора подразумевает, что одна сторона предоставляет другой стороне право в течение определенного периода времени (по умолчанию 1 год) заключить договор на условиях, предусмотренных опционом. Опционом может быть предусмотрено, что акцепт возможен только при наступлении определенного условия, в том числе зависящего только от воли сторон.
По опционному договору одна из сторон вправе в течение определенного периода времени потребовать от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий.
Ранее на практике стороны пользовались конструкциями опциона и опционного договора, рискуя тем, что суд признает их недействительными, либо использовали иностранные юрисдикции для структурирования сделок.
Теперь стороны могут поставить опцион под любые условия, в том числе полностью зависящие от воли сторон (п. 16 выше). Предполагается, что сделки M&A будут более предсказуемыми, а стороны смогут более широко использовать в них российское право.

18. ИСПОЛНЕНИЕ В НАТУРЕ

Закон закрепил общее правило: в случае неисполнения обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре. Ранее встречалась точка зрения о том, что во многих случаях такое требование неисполнимо и могут быть присуждены только убытки. Суды присуждали исполнение в натуре обычно лишь в случае требования передачи конкретной вещи. Например, принудить к исполнению корпоративного договора чаще всего было невозможно.
Предполагается, что эффективной работе этой нормы будет способствовать астрент (судебный штраф).

19.АСТРЕНТ

Впервые этот институт появился в практике Высшего Арбитражного Суда РФ. Астрент – судебный штраф на случай, если ответчик добровольно не исполняет судебное решение. Его отличие от административного штрафа (до 100 000 руб.), который идет в доход государства и редко применяется на практике, в том, что астрент не ограничен в законе конкретной суммой (она определяется в зависимости от конкретного дела судом) и идет в пользу выигравшей стороны. Суды уже активно применяют его на практике.

20. ПРЕСЕЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОЛЖНИКОМ (INJUNCTION)

Кредитор по негативному обязательству (то есть по обязательству не совершать какое-либо действие) вправе требовать не только возмещения убытков, но и через суд посредством предъявления самостоятельного иска потребовать пресечения действий должника, обязанность по воздержанию от которых им нарушается.Применяется также и в случае, если создается угроза неисполнения такой обязанности. Выполнение подобного судебного решения может обеспечиваться астрентом. Такое средство защиты может быть эффективно в случае нарушения обязательства сторон не конкурировать друг с другом или при нарушении стороной корпоративного договора воздерживаться от продажи акций на протяжении определенного времени. 

Настоящий информационный бюллетень не является юридической консультацией, подготовлен исключительно в ознакомительных и информационных целях. «Mosgo & Partners» не несет ответственности за возможные последствия использования содержащихся в настоящем информационном бюллетене сведений без обращения к профессиональным консультантам.

Назад к списку новостей